Один из самых знаменитых домов Рейкьявика, Хёвди, что в переводе означает «мыс», был построен в Норвегии в 1909 году для французского консула Исландии, затем в разобранном виде перевезён в Рейкьявик и установлен в малонаселённом месте на мысу, на севере столицы. Дом деревянный, с белыми стенами, построен в модном в то время стиле ар-нуво.
На нём до сих пор можно разглядеть аббревиатуру Французской республики, имя консула и год постройки.Дом Хёвди удивительно красивый. Трудно даже определить, что делает его столь привлекательным - собственная ли архитектоника, выполненная по всем канонам высокого искусства, или его на редкость гармоничное слияние с окружающим ландшафтом. От него просто невозможно оторвать глаз.
С 1958 года Хёвди является муниципальной собственностью и используется в качестве гостевого дома для приглашенных правительством иностранных лидеров и знаменитостей. В разные времена в нём останавливались Уинстон Черчилль и Марлен Дитрих.

Всемирную славу дому Хёвди принёс состоявшийся в его стенах в 1986 «Исландский Саммит» - встреча Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. Это событие положило конец холодной войне и способствовало падению «железного занавеса».
Хёвди закрыт для простых граждан и туристов. Однако и те, и другие постоянно крутятся возле него. Но не только красота дома привлекает их. Ходят слухи, что в нём полно привидений. Известный исландский поэт, Эйнар Бенедихтсон, одно время владевший этим домом, жаловался, что ему каждую ночь является призрак женщины в белом. Он лишился сна и вскоре вынужден был продать дом. Рассказывают и другие истории. Есть ли в них правда или нет, никто не знает, но совершенно очевидно, что этот дом, наделённый такой магической красотой, не может не хранить тайны.
Удивительная история небольшого особнячка, что без ведома властей появился на северных землях столицы Исландии, заставляет изо дня в день толпы туристов приближаться к, увы, закрытому для посещений дому Хёвди, заглядывать в окна и делать на его фоне традиционное «селфи». Трудно сказать, что же их привлекает больше. Тот факт, что именно здесь были достигнуты договоренности о прекращении холодной войны или привидение по прозвищу Белая дама? А может, это оголтелые поклонники Марлен Дитрих, следующие по следам своей дивы? Или почитатели знаменитого исландского поэта Эйнара Бенедиктссона, что прожил здесь 4 года и сбежал, напуганный духом загадочной леди. Как бы то ни было, дом Хёвди (с исландского «мыс»), расположенный на живописной набережной Рейкьявика, близ знаменитой улицы Borgartun, определенно заслуживает быть увиденным.
Значение названия дома напрямую отсылает к его расположению — дом действительно стоит на огромном мысе, собственно, на котором расположен и весь Рейкьявик. Во времена своего появления в столице Исландии он считался самым роскошным зданием в городе, который неизбалованные местные жители сравнивали даже с Версалем. Однако архитектурный стиль у особняка достаточно строгий и простой, так называемый ар-нуво в скандинавской интерпретации — югендстиль. Деревянное здание, что интересно, было построено в Норвегии, затем его разобрали и привезли в Рейкьявик, что часто делали в ту эпоху.
Собственно, с Версалем дом Хёвди сравнивали не просто так — ведь его владелец был француз, консул Бриллюэн, работавший в этой холодной стране викингов в те времена, когда Франция пыталась наладить торговые отношения с Исландией, покусившись на ее лакомую рыбу.
Забавно, что консул перевез сюда свой особняк, не дождавшись одобрения администрации города, что стало камнем преткновения в отношениях стран. Более того, хоть дом все и называли дворцом, Бриллюэн до последнего был недоволен особняком, утверждая, что уюта там ни на грош, а привидений и нечисти, наоборот, в изобилии. Видать, древние эльфы прекрасной страны мстили нагловатому французу за обиду, нанесенную высшей знати Рейкьявика.
Первый владелец дома французский консул Бриллюэн до последнего был недоволен особняком, утверждая, что уюта там ни на грош, а привидений и нечисти, наоборот, в изобилии. Как бы то ни было, но консул, проведя здесь менее четырех лет, продает виллу знаменитому адвокату и поэту Эйнару Бенедиктссону, от которого весь свет и узнал про привидение молодой дамы Сольборг. Якобы леди закончила жизнь самоубийством, приняв яд в зале суда, где ее обвинили в кровосмешении. Эйнар, который, судя по всему, был ее неудавшимся защитником, утверждал, что Сольборг начала преследовать его еще в ее родном городе, где и произошла трагедия. Дама оказалась предприимчивой, и при переезде поэта последовала за ним, где и досаждала ему каждую ночь. Утомленный Бенедиктссон, спавший лишь в светлое время суток, наконец продал дом.
Далее судьба у виллы была незавидная — она продавалась каждые 3-4 года, видимо, из-за властвовавшей там Белой дамы. Дольше всего в собственности дом Хёвди продержался у хладнокровных англичан: в 1941 г. здесь побывал Уинстон Черчиль, позже королева Елизавета, в 1950 — английский посол Джон Гринвей, последний постоялец виллы. После бессонных ночей и постоянных страхов, умный человек, владеющий степенью бакалавра, Джон Гринвей написал отчаянное письмо в лондонский МИД с просьбой о предоставлении новой резиденции. Просьбу удовлетворили, а дом Хёвди впал в небытие, ветшал и пылился, его даже чуть было не снесли.
Наконец, особняк достался городу, истинным владельцам исландских земель, что, возможно, несколько утихомирило дух сорвиголовы-леди. Здание отреставрировали, отдали под нужды Рейкьявика для проведения официальных мероприятий, и хоть странности персоналом дома были замечены, но никто уже не жаловался на постоянные преследования.
Сегодня дом Хёвди, как и последние несколько десятков лет, служит для проведения важных для страны мероприятий и закрыт для простых жителей и туристов. Однако побывать рядом с его историческими стенами все же стоит. Во-первых, это достаточно симпатичный особнячок, белеющий на фоне то синего, то стального цвета залива.
Во-вторых, рядом стоит медная статуя Ondvegissulur, возведенная в 1971 г. Сигурьоном Олафсоном (Sigurjon Olafsson). Эта композиция представляет собой два символических столба, сброшенных с корабля знаменитым Инголфуром Арнасоном — первым постоянным поселенцем Исландии. В-третьих, кто знает, может быть именно вам подмигнет из-за занавески на втором этаже та самая хулиганка и дебоширка с несчастной судьбой?
Говорят, один японский миллионер и чудак даже построил у себя в стране точную копию дома Хёвди.
Свежие комментарии