Поговорим о моторных маслах. Проведём так сказать некоторый анализ моторных масел.
Машинное масло – это очень важный, хотя и рядовой компонент. Оно обеспечивает безаварийную работу двигателя. А ремонта двигателя лучше избегать по нескольким причинам : во-первых это не дёшево, ибо нельзя ставить( в смысле не рекомендуется) неоригинальные запчасти, оригинал дорог поверьте, а во-вторых качетвенно такой ремонт делают единицы, совсем не обязательно в авториованных сервисах.
Теперь немного нужной, пускай и нудной теории.
Масла были созданы для смазывания трущихся о друг друга частей двигателей внутреннего сгорания.
Их делят по типу топлива, которое использует двигатель: солярка, бензин и универсальные, которые работают с любым типом топлива.
Физически масла состоят из базовых масел(БМ) и присадок, улучшающих их анти-окислительные и анти-коррозионные характеристики.
По температурным характеристикам масла делят на:
— Летние
— Зимние
— Всесезонные
БМ состоят из дистиллятных веществ различной вязкости, а также из синтетики(поли-альфа-олефины, а также алкилбензолы, эфиры).
Большинство всесезонных масел получают смешивая маловязкую основу с макрополимерными присадками.
По составу базового масла делятся на синтетические, минеральные и полусинтетические (разнопроцентные смеси минерального и синтетических компонентов). Проще говоря: БМ – это наполнитель, а присадки – ФРАГМЕНТ несущий помощь двигателю, очищающее его химическое соединение.
Требования к маслам
Масла должны обеспечивать запуск и бесперебойную работу двигателя при самых различных температурах.
При этом масло должно служить длительное время без замены. Для этого нужно знать какой тип двигателя у эксплуатируемой техники, его особенности конструкции, условий эксплуатации.
Проводя дальнейший анализ моторных масел надо отметить, что на сегодняшний день масла показывают весьма неплохие результаты, при соблюдении ими следующих физико-химических показателей:
• довольно высокие моющие способности по отношению к различным плохо растворимым и нерастворимым загрязнениям, что позволяет поддерживать чистоту деталей двигателя;
• высокую термическую и термоокислительную стабильность, что позволяют использовать масла для охлаждения поршней и других важных частей двигателя;
• создают прочную масляную пленку, способную обеспечить хорошие противоизносоустойчивые свойства;
• нужной вязкостью при самых различных температурах: высокой или низкой;
• не способствует развитию на материалах деталей двигателя в процессе работы и при длительных перерывах;
• устойчивость к старению при воздейстсвии различных неблагоприятных внешних факторов;
• вязкостно-температурные характеристики при самых различных условиях эксплуатации;
• совместимость с материалами различных конструктивных уплотнений и катализаторами системы( тут чем шире диапазон – тем лучше!);
• высокая стабильность и срок службы в регламентированных жизнью условиях;
• при высокой и низкой температурах небольшое образование пен( не буду даже рассказывать, что это и о чём, просто: образования пен не должно быть!).
Из всего вышеприведённого анализа моторных масел довольно очевидно, что технологически ничего мудрёного в маслах нет. Различные производители добавляют свои хитрые присадки, в коих и дело! Подделки несодержат присадок вообще или самые дешёвые.
Толк с них весьма и весьма невелик. Поэтому спорить о преимуществах марки достаточно глупо, важней озаботиться натуральностью масла, его реальным соответствием марке. При выборе больше времени надо потратить на соответствие покупки реальному производителю, поэтому я ищу место с настоящим, неподдельным маслом.
Спецификация
Разговор о спецификациях моторных масел начнём собственно с маркировки последних. Маркировка авто-моторных масел( АММ) несёт в себе информацию о качестве и свойствах масла.
Кажется, что маркировка АММ не так важна как марка производителя. Маркировка
АММ должна быть расшифрована как минимум для того, чтобы грамотно определить предназначение
масла, так как сама по себе она – это коллекция стандартов (классификации по SAE,API,ACEA,ILSAC) и допусков.
Теперь обо всем по порядку.
Для начала характеристика по SAE
Наиболее важное здесь – это, так называемая, характеристика вязкости по SAE, которая обозначается конструкцией типа 10W-40.
Перед дефисом находится число и W( winter – зима) – этой цифрой определяется нижняя грань отрицательной
температуры, ниже неё могут возникнуть трудности со стартом двигателя из-за густого АММ.
Правая часть относится к верхней грани летней температуры, превышение грозит снижением вязкости масла, следовательно
повышенный износ деталей двигателя.
Для примера рассмотрим надпись 5W-30. Буква W( winter – зима) обозначает всесезонное АММ.
Значение 5 – это обозначение параметра вязкости, по нему посто определить два существенных вопроса: нижний порог температуры,
при которой масляный насос сможет прокачать масло в смазочном блоке двигателя; температурные показатели, при которых возможно
провернуть коленвал без особых усилий. Для определения первой температуры нужно от значения
5 отнять 40, итог -35°С. По такому же методу определяется и вторая температура, только
от 5 нужно отнять 35 = -30°С. С правой частью проще: значение 30 говорит о том, что температура окружающего воздуха,
необходимая для оптимальной работы двигателя ограничена +30°C .
Получается, что диапазон температуры моторного масла 5W-30 находится в пределах от -35°C до +30°C.
Также расчёт производится и для других маркировок. Характеристика по SAE является практически единственной известной автомобилисту.
Все знают летнее масло 5W30, всесезонное 10W40, а что означают эти цифирки – тёмный лес.
Классификации
Теперь далее к собственно классификациям моторных масел.
Классификация по API
Теперь займёмся маркировкой АММ по API(American Petroleum Institute). Фактически она направлена на разделение
масел по их способности помочь современному двигателю сделать то, что заявлено призводителем.
Согласно этой системе упорядочивания все масла подразделяются на два принципиально
различающиеся между собой класса: бензиновых и дизельных двигателей, которые далее также подразделяются на различные подклассы. Для маркировки
используется код из двух букв, символ S(Service) – означающий бензиновые двигатели; С(Commercial)- дизельные. За кодом
определяющим тип двигателя по API добавляется буква английского алфавита, означающая его подкласс. Каждому подклассу может
соответствовать год выпуска двигателя, когда АММ было допущено к применению. Так маркировка АММ по API SL/CF означает,что АММ
может использоваться в бензиновых и дизельных движках.
Требования к АММ по ходу исторического развития автомобильных двигателей ужесточаются, одновременно появляются новые классы, для более продвинутых двигателей. Поэтому каждый
последующий класс качества АММ по API, включает в себя свойства
предыдущих стандартов. Т.е. если производитель рекомендовал для двигателя АММ класса API SJ или API SL,то
АММ усовершенствованного класса API SM по своим качественным характеристикам подходит для использования в этом
двигателе. Для дизельных двигателей вполне возможны исключения в соответствии свойств последнего класса с предыдущими.
Классификация по ACEA
Согласно классификации по ACEA, масла разделены на три класса:
A/B,-категория АММ для бензиновых(A) и дизельных маломощных(B) двигателей. За буквами идут цифры
, обозначающие класс АММ. Для бензиновых двигателей от 1 до 5,для дизелей также
от 1 до 5, правда отсутствует второй класс. Ещё маркировка может выглядеть так: А1/В1-04, где цифры это год
выпуска двигателя,в данном случае дизельного.
C-категория для бензиновых и дизельных двигателей,оснащенных катализаторами и сажевыми фильтрами.Четыре класса,от C1 до C4.
E-категория для так называемой “тяжелой техники” с дизельными двигателями.Это четыре класса E2,Е4,Е6 и Е7.
Немного по классификации по ILSAC
Маркировка АММ, указанная на упаковке, может включать классификацию по ILSAC вроде GF-n,где n – цифра,
отражающая номер класса,от 1 до 5. GF-5,- это самый последний и совершеный класс АММ. Маркировка
АММ, включающая категорию по ILSAC может быть только на упаковке масла, предназначенного для бензиновых
двигателей. Следует отметить, что АММ, у которых есть на упаковке маркировка категории ILSAC, также обязательно должны быть всесезонными и
энергосберегающими. Вот и всё.
Хоть и кажется довольно сложным, но на самом деле очень логично и просто. Говорить какая классификация лучше – бессмысленно – они абсолютно разные, и,
потому и существуют, что не заменяют друг друга, а дополняют.
Приглашаем знатоков к обсуждению
Свежие комментарии